Экспортный вариант нивы 2121

Большая часть автомобилей типа 4х4, которые выпускались в 1970-х годах, была оснащена подключаемым полным приводом, рамным шасси и зависимой подвеской, бензиновыми или дизельными двигателями на низких оборотах. Внешний и внутренний вид этих авто был почти спартанским — в интерьере присутствовали только крайне необходимые вещи.

Поэтому советский внедорожник, у которого был постоянный прямой привод, независимая передняя подвеска (которая, кстати, стала новаторской идеей мирового уровня), закрытый, полностью сделанный из металла кузов и сравнительно небольшая цена стал большой сенсацией на мировом автомобильном рынке, а в дальнейшем — и основой для множества подражаний.

В 1978 году авто «Нива» ВАЗ-2121 удостоилось золотой медали на международной автомобильной выставке в Брно. Там же эта машина была признана лучшей в своем классе. Через год, в 1979, «Ниве» присвоили Госзнак качества в СССР, а в 1980 году авто получило золотую медаль на Познаньской международной ярмарке.

Две первые модели «Нивы» были сделаны специально для экспорта. Это ВАЗ-21211 с мотором 1,3 л, который был разработан для экспорта в страны с дорогим топливом и высокими налогами на объем мотора, а также ВАЗ-21212 с рулем с правой стороны. ВАЗ-21212 чаще всего экспортировался в Великобританию, где на него был очень большой спрос, а небольшое количество этих автомобилей даже поступало в Японию. В 1980-х годах «Нива» была практически единственным внедорожником в Австрии. С конца 1990-х наиболее популярной экспортной моделью стала «Нива» ВАЗ-21215, которая выпускалась в небольших объемах, укомплектованная дизельным мотором Пежо.

На сегодняшний день у «Нивы» продолжает сохранятся высокий экспортный потенциал. В период с 2003 по 2007 год завод успешно провел адаптацию «Нивы», или как она теперь называется LADA 4×4 под требования Euro 3 и 4. Множество иностранных компаний, специализирующихся на тюнинге авто, занимается созданием на базе «Нивы» модификаций в кузовах типа кабриолет и пикап, а также спортивно-гоночных и тюнинговых вариантов данного автомобиля. За более чем тридцать лет из 1,8 миллиона произведенных «Нив» экспортировано было около 500 тысяч.

Каждый год более чем 15 тысяч таких автомобилей оправляются приблизительно в 100 стран мира, в большинстве из которых до нынешнего дня существуют даже специальные клубы для любителей «Нивы». В последнее время этот автомобиль собирают из привезенных деталей в Казахстане и в Украине, а до этого «Ниву» собирали даже в Эквадоре и в Греции. Только за рубежом в 2001 году было собрано почти 2500 таких автомобилей.